интуиция интеллектуальная


интуиция интеллектуальная
        ИНТУИЦИЯ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ (от лат. intueri — пристально, внимательно смотреть и intellectus — познание, понимание, ум) — способность непосредственного познания интеллектом без обращения к чувствам; умозрение, созерцание рассудком. Интуитивное познание, как непосредственное, традиционно противопоставляется дискурсивному, как опосредованному. Несмотря на то что в немецкой терминологии 18— 19 вв. для обозначения И. и. чаще использовался термин «интеллектуальное созерцание (intellektuelle Anschauung)», ныне уместно говорить лишь о синонимии интеллектуального созерцания и И. и., но не о синонимии созерцания и интуиции как таковых. Если в 18 в. созерцание традиционно приписывается чувственности, а в случае признания И. и. — и рассудку, то оно рассматривается как рациональный процесс познания; со второй же половины 19 в. можно встретиться с представлениями об интуиции как о мистической или иррациональной способности познания, которая далеко не всегда приписывается интеллекту или рассудку; и в этом случае интуиция уже не находится в рамках противопоставления созерцание—понятие.
        Классическую трактовку И. и. дал Р. Декарт, хотя и без использования самого термина: интуиция есть «не зыбкое свидетельство чувств и не обманчивое суждение неправильно слагающего воображения, а понимание ясного и внимательного ума, настолько легкое и отчетливое, что не остается совершенно никакого сомнения относительно того, что мы разумеем»; «несомненное понимание ясного и внимательного ума, которое порождается одним лишь светом» (Декарт Р. Соч.: В 2 т. М., 1989. Т. 1. С. 84). Сходным образом И. и. истолковывали Б. Спиноза, Д. Юм и иные мыслители Нового времени. Дж. Локк, как и Декарт, подчеркнул связь интуиции с дедукцией, или доказательством, определяя ее следующим образом: ум «воспринимает истину, как глаз воспринимает свет: только благодаря тому, что он на нее направлен» (ЛоккДж. Сочинения: В 3 т. М., 1985. Т. 2. С. 8). Таким образом, характерными чертами И. и. для философии Нового времени были очевидность, непосредственность, ясность, отчетливость, достоверность, отсутствие сомнения, невозможность неприятия, фундаментальность для всего остального знания и познания.
        И. Кант проводит различение между чувственностью как производным способом созерцания и интеллектуальным созерцанием как его первоначальным способом: если первый присущ конечному мыслящему существу, то второй — первосущности. Интеллектуальному созерцанию Кант приписывает некую божественную творческую силу, ибо с его помощью не только происходит познание, но и творится сам предмет познания, причем как со стороны материи, так и со стороны формы: «Сознание самого себя (апперцепция) есть простое представление о Я, и если бы через одно это представление самодеятельно было бы дано все многообразное в субъекте, то внутреннее созерцание было бы интеллектуальным» Кант И. Критика чистого разума. М., 1994. С. 66). Если бы человек обладал интеллектуальным созерцанием, то он был бы способен познавать ноумены в положительном смысле, и для него не существовало бы принципиальной разницы между явлением и вещью самой по себе (см. Вещь в себе).
        Вопрос о непризнании у человека И. и. явился одним из водоразделов между Кантом и последовавшим за ним немецким идеализмом: уже И. Г. Фихте пытается приписать человеку интеллектуальное созерцание: «Созерцание самого себя при выполнении акта, благодаря которому у него возникает Я, я называю интеллектуальным созерцанием. Оно есть непосредственное сознание того, что я действую, и того, что за действие я совершаю; оно есть то, чем я нечто познаю, ибо это нечто я произвожу» Фихте КГ. Соч.: В 2 т. М., 1993. Т. 1. С. 489). Эти идеи развил в дальнейшем Ф. Шеллинг: понимая интеллектуальное созерцание как «знание, которое одновременно есть продуцирование своего объекта», он объявил его «органом трансцендентального мышления» Шеллинг Ф. Соч.: В 2 т. М., 1987. Т. 1. С. 257, 258). Однако спекуляции представителей немецкого идеализма привели к тому, что само понятие интеллектуального созерцания было серьезно дискредитировано. Со временем вновь стала доминировать кантовская точка зрения, согласно которой человек не обладает способностью интеллектуального созерцания; интуиция же в 20 в. все чаще стала интерпретироваться не как интеллектуальная, или рациональная, а как иррациональная, или сверхразумная, способность познания.
        А.Н. Круглое

Энциклопедия эпистемологии и философии науки. М.: «Канон+», РООИ «Реабилитация». . 2009.

Смотреть что такое "интуиция интеллектуальная" в других словарях:

  • ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ ИНТУИЦИЯ —     ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ ИНТУИЦИЯ одно из главных понятий рационалистической гносеологии Декарта и Спинозы, сыгравшее значительную роль в немецком классическом идеализме 18 начала 19 в. В противоположность мистическому истолкованию интуиции… …   Философская энциклопедия

  • ИНТУИЦИЯ — (лат.). Бессознательное побуждение, угадывание, домысел. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. ИНТУИЦИЯ [< лат. intueri внимательно смотреть] природное тонкое понимание, проникновение в самую суть чего л …   Словарь иностранных слов русского языка

  • ИНТУИЦИЯ — ИНТУИЦИЯ, итуиции, жен. (лат. intuitio созерцание) (книжн.). 1. Непосредственное познание, восприятие действительности (филос.). Чувственная интуиция. Интеллектуальная интуиция. Художественная интуиция. 2. Непосредственное чутье, подсказывающее… …   Толковый словарь Ушакова

  • интуиция — и, только ед., ж. 1) Безотчетное чувство, основанное на предшествующем опыте и предсказывающее правильное понимание чего л., проникновение в суть чего л. Богатая интуиция. Доверять своей интуиции. Обладать интуицией. Чутье, интуиция опытного… …   Популярный словарь русского языка

  • ИНТУИЦИЯ — (от позднелат. intuitio, от лат. intueor пристальное, внимательное всматривание, созерцание) способность к прямому усмотрению истины, постижению ее без всякого рассуждения и доказательства. Для И. обычно считаются типичными неожиданность,… …   Философская энциклопедия

  • Интеллектуальная интуиция — Интуиция (позднелат. лат. intuitio  созерцание (составные лат. in  в, внутри; лат. tui  мочь, неметь(онеметь), ты, тебе; лат. ti(tum)  после, затем, потом), от лат. intueor  пристально смотрю), способность мысленно оценивать ситуацию и, минуя… …   Википедия

  • интуиция — Верные суждения, делаемые людьми (обычно без объяснения того, как эти суждения сделаны). В языковых системах способность носителей языка делать верные суждения о предложениях этого языка; например, их способность решить, какие предложения… …   Большая психологическая энциклопедия

  • интуиция —         ИНТУИЦИЯ (от лат. intueor, intuitus пристально смотрю) форма знания, получаемого разумом непосредственно, без логического доказательства или анализа; открытие или изобретение, происходящее благодаря озарению; способность к целостному… …   Энциклопедия эпистемологии и философии науки

  • ИНТУИЦИЯ — (от лат. intueri – пристально, внимательно смотреть). Знание, возникающее без осознания путей и условий его получения. Философское понятие, выражающее способность постижения истины путем прямого ее усмотрения без обоснования с помощью… …   Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)

  • Интуиция — У этого термина существуют и другие значения, см. Интуиция (значения). Интуиция (позднелат. intuitio  «созерцание», от глагола intueor  пристально смотрю)  чутьё, проницательность, непосредственное постижение истины без… …   Википедия